Школа реального айкидо

Категории раздела

Основатели школ БИ [14]
Боевые искусства Азии [3]
Боевые искусства Европы [7]
Боевые искусства Америки [2]
Боевые искусства России [1]
Курьезные единоборства [1]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


История русских единоборств. Давайте помнить корни

История русских единоборств. Давайте помнить корни

Текст: Лидия Ровинская

Каждый мальчишка в наше время знаком с восточными единоборствами. Экран телевизора пестрит фильмами про отважных бойцов вроде Стивена Сигала и Ван Дамма, где они в одиночку расправляются с армиями противников, и ни один мускул не дрогнет на их лицах во время боя. Кругом открываются секции, обещающие научить всех желающих приемам каратэ, айкидо, дзюдо, кекушинкай, дзю-дзюцу. Безусловно, каждый из этих стилей достоин уважения. Но меня не покидает одна мысль: а как дрались русские бойцы до появления всех этих восточных веяний? Ведь ни один ворог не мог победить русичей! «RINGS» решил докопаться до истины. мы начинаем публикацию цикла статей об исконно русских единоборствах. Как жили наши предки, в чем тайны русских побед и сила мудрого народа?

Мне посчастливилось встретиться с человеком, который не понаслышке знаком с русским рукопашным боем, его тонкостями, разновидностями и стилями техник ведения схватки. Алексей Царицын — офицер, войсковой старшина, казачий подполковник, атаман станицы «Стожар», руководитель общественной организации «русский рукопашный бой: Казачий Спас» — рассказал о «Бузе».

Буза — русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских словен и кривичей. до второй половины ХХ века бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов. включает в себя боевой пляс, способы боя оружием и голыми руками.

Боевой пляс

Это в наши дни «Гопак», «Яблочко», «Барыня» считаются фольклорными танцами, изначально же все это было боевым плясом. различие лишь в элементах. «Барыню» плясали с женщиной, когда коленца нужно было выбивать вокруг партнерши, не подпуская к ней плясуна-соперника. «Яблочко» — военно-морской пляс, поздний вариант восточнославянского пляса вприсядку. пляшется в одиночку, в кругу и на пару с соперником. Боевой пляс позволял сохранить физическую форму в мирное время. Соревновались, как правило, на ярмарках, в праздники. придумывали все новые и новые элементы. Кроме того, боевой пляс позволял передавать искусство ведения боя из поколения в поколение, не отрываясь от обычной, повседневной жизни. Традиция ненавязчиво береглась и распространялась, воспитывая смелость и отвагу в радости и веселье. Это уже потом, в советские времена, культпросветработники все больше и больше подгоняли армейские ансамбли под сценический образ, хотя еще даже в XIX веке каждый полк, сотня и мало-мальски уважающее себя подразделение российской армии имели собственные хоры и плясовые коллективы. В пляске подразделения соревновались наряду со строевой подготовкой, стрельбой, гимнастикой и фехтованием. Считалось хорошим тоном, когда перед марширующим строем «выдавали в присядку» лучшие плясуны. если в полку заводилась выдающаяся традиция пляса, то ее берегли и демонстрировали начальству на мотрах. По преданиям времен Гражданской войны, легендарный комдив Василий Иванович Чапаев знал боевой пляс и любил станцевать «русского» на бруствере, под шквальным огнем белогвардейцев. Выплясывая под гармошку, он учил бойцов храбрости, и среди его подчиненных бытовала уверенность, что «комдива пуля не берет».

Как это было

Способы боя вприсядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей. Случалось, что во время битвы скорость кавалерийской атаки терялась: всадники вдруг напарывались на заграждение, замаскированный обоз или ров с кольями, могли столкнуться с более сильным противником. В этой фазе сражения всадники нередко теряли коней. Когда воин вылетал из седла или оказывался на земле вместе с убитым конем, необходимо было продолжать драться. пехота, напротив, старалась «спешить» противника, завладеть его конем. Тут-то и нужны были навыки боя вприсядку. Пехотинец против всадника использовал, например, такие коленца.

Против конных

  • В «ползунке», «гуськом» проскакивал под брюхом вражеского коня с саблей на плече. Когда он оказывался под животом, то нажимал на рукоять сабли и выставлял ее повыше, чтобы подрезать коню «жижки» — жилки, паховину. Конь падал, увлекая за собой наездника.
  • Подрубал саблей или подсекал ударом руки или ноги передние ноги коня. Конь оступался, падал через голову, давя седока.
  • Ногой или кулаком наносил удар коню противника по голове. Бил в место, находящееся между конскими глазами и ушами. Оглушенный, конь падал.
  • По возможности вражескую лошадь старались не калечить: она стоила больших денег и считалась богатым трофеем. В этих случаях атаковали всадника. Воин оружием старался нанести удар всаднику и сдернуть противника с седла. если пехотинец бывал без оружия (а в этой ситуации мог оказаться и кавалерист, потерявший вбою коня и сбрую), то он прыгал на противника, одновременно прихватывая его вооруженную руку, и повисал на боку вражеского коня, обхватив его ногами. Конь падал, нападавший старался не попасть под тело падающей лошади. Также использовались прыжки на всадника с одновременным выбиванием врага из седла. Иногда прыгали, опершись на пику или боевую палку.
  • Увертка от атакующего кавалериста, намеревающегося уколоть пикой или нанести рубящий удар, часто начиналась с уловки: пеший садился на корточки, как бы давая прицелиться, а потом уходил ползунком или прыжком в сторону, пугал коня, будто бросаясь ему под ноги. Лошади инстинктивно стараются не наступать на упавшего или сидящего человека. Боевых коней специально приучали бить копытами врага, кусать его, уваливать пехоту ударом корпуса. Конь, прошедший специальную боевую подготовку, был особенно опасен и ценился невероятно высоко.

Бой вприсядку включал в себя четыре основных уровня:

  1. Кувырки.
  2. Ползунки (перемещения на корточках и четвереньках).
  3. Удары и передвижения стоя.
  4. Прыжки и колеса.

Против пеших

Кувырки применялись в основном как тактические перемещения и как способы самостраховки при падении. Ползунки — это особый вид перемещения на нижнем уровне, из которого можно наносить удары, прыжки. Атаки оружием усиливались ударами и подсечками, выполняемыми ногами. руки, поставленные на землю, давали дополнительную опору, в них можно было держать оружие. Стоя удары наносились преимущественно ногами, так как руки были заняты холодным или огнестрельным оружием (его, безусловно, тоже пускали в ход). Именно по-этому в пляске вприсядку работе ног уделяется больше внимания. Перемещения вприсядку, смена уровней боя, уход вниз и в прыжок дополняют технику работы «в рост». В прыжках в основном били ногами и холодным оружием. атаовали всадника, запрыгивали на коня и спрыгивали на землю. Боец умел бегать по спинам коней, нанося сабельные удары, стрелял из-за коня и из-под его брюха, умел джигитовать (вольтижировать) и совершать фланкировку (вращение оружия с атакой и защитой флангов).

За веру, за отечество

Значимым являлось воспитание боевого духа. Многое здесь было основано на вере. Вера помогает не бояться смерти. Ибо нет большего подвига, чем «душу свою положить за други своя». Обычаи и традиции передают из поколения в поколение уклад жизни. Методика обучения, приемы и техника учат воина самому главному: как защитить себя, свою семью, свое Отечество. Формируют особое мышление, помогающее выжить в любой ситуации. Ибо сам рукопашный бой призван помочь защитить веру, обычаи и традиции — то есть культуру нашего народа, все то, без чего русский народ существовать не может. 

Категория: Боевые искусства России | Добавил: admin (31.03.2014)
Просмотров: 1547 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход на сайт

Поиск