Школа реального айкидо

Категории раздела

Основатели школ БИ [14]
Боевые искусства Азии [3]
Боевые искусства Европы [7]
Боевые искусства Америки [2]
Боевые искусства России [1]
Курьезные единоборства [1]

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей


Капоэйра

Капоэйра
Никто не может точно сказать когда и как зародилась Капоэйра - афро-бразильское воинское искусство. По самой распространенной версии капоэйра была средством борьбы африканских рабов в Бразилии за независимость. Одно можно сказать с уверенностью, капоэйра родилась как движение к свободе, свободе внешней и внутренней.

Воспринимать капоэйру только как набор замысловатых движений, без понимания ее традиций, ритмов и философии нельзя. Капоэйра начинается тогда, когда прекращается техника и появляется Игра. Игроки образуют круг, называемый Рода и символизирующий солнце. Двое выходят в центр и начинают исполнять загадочный та- нец. Этот танец похож на бой, но иногда это бой, похожий на та- нец. Рода сопровождается музыкой, являющейся неотъемлемой частью Капоэйры. Захватывающие латиноамериканские и африканские ритмы помогают вырабатывать боевой дух и совершенствовать концентрацию. Мастера капоэйры говорят , что если тебя ударили, то виноват в этом ты сам. От игроков требуется развивать умение слушать себя,противника, ритм, пространство. Игра должна быть жизнью, а не желанием победить. Высшей мастерской степенью является белый пояс, символизирующий достижение чистоты намерений, действий и сознания. Но достичь мастерства можно только пройдя все ступени, следуя ритму солнца и луны, на что в традиции Капоэйры уходит не меньше четверти века.

Борьба с танцем

Бразилия, XVIII век. Португальские завоеватели, сахарные плантации, черные рабы, привезенные в вонючих трюмах из-за океана. Белые рабовладельцы с длинными хлыстами, влажные леса Амазонки, Европа - далекая, забытая, не ведающая и не знающая:

Все это нам довольно хорошо известно по описаниям советского учебника истории, глава "Борьба народов Южной Америки против рабовладельческого строя". Но совершенно неизвестно нам главное оружие этой борьбы, которое родилось на черных плантациях и в лагерях беглецов, полтора века не давало уснуть правительствам и полиции, а теперь является одним из самых популярных народных видов спорта Бразилии.

А чтобы приоткрыть завесу тайны над этим "танцем", предлагаем вам это маленькое интервью с самим собой:

Вопрос: Что такое Капоэра? Танец? Борьба? Чем она отличается от каратэ? Если черный пояс по каратэ встретится с черным поясом по капоэре - кто победит?
Ответ: Все по порядку. Капоэра - это танец, борьба, гимнастика, акробатика, музыка - все вместе. Удивительно, что в мире нет других подобных школ, ведь это сочетание настолько естественно и плодотворно! Бой (или танец, или встреча) капоэристов всегда проходит под музыку, ритм. Ритм задает темп, настроение встречи. Все движения пластичны и красивы, свободны и естественны. Музыка и ритм обретают телесное воплощение в движениях капоэристов, декоративный танец наполняется живой игрой двух людей, нападение, защита, обман, бахвальство, усталость, примирение, обида - все это рождается в игре, танцует, борется в едином действии.
Бой происходит между двумя людьми, внутри круга - Хода (Roda Capoeira). Пока двое танцуют в середине, остальная группа стоит вокруг, поет, хлопает в ладоши. Ритм задается большим барабаном, бубном, и специальным допотопным музыкальным инструментом - беримбао. Беримбао - это большой лук, с приделанной к нему пустой высушенной тыквой. Струна лука может издавать два звука различной высоты, а тыква - резонирует и добавляет обертоны.

Вопрос: Разве можно сочетать в одном искусстве серьезную борьбу и настоящий танец?
Ответ: Разумеется, и еще как! Вопрос - что понимать под словами "серьезный" и "настоящий". Конечно, увидев капоэристов, крутящихся друг вокруг друга задами вверх, эстет может усомнится в серъезности их намерений. Но на самом деле, здесь работает очень простая логика - вместо того чтоб подставлять противнику хрупкую голову и слабые руки, капоэрист подсовывает ему сильные ноги и мягкий зад - самые защищенные части тела. А что касается "настоящего" танца - многие движения современного балета идентичны движениям капоэры.
В капоэре многие удары, блоки, подножки стилизованы под акробатические или танцевальные па, а на первый взгляд невинные гимнастичесие упражения могут уложить на землю здоровенного противника.

Вопрос:Но все-таки, кто победит - капоэрист или каратист?
Ответ: Вопрос похож на всем известный, из Льва Кассиля: "Если кит на слона влезет - кто кого сборет?" Обычно его задают люди, не умеющие ни того, ни другого. Неизвестно кто победит, - все зависит от того какой капоэрист, и какой каратист. По-моему, по боевой мощи капоэра не уступает восточным единоборствам.
А самое главное - в реальной жизни вероятность встречи каратиста с капоэристом ненамного превышает вероятность встречи кита со слоном. В конце концов, основная польза от занятий единоборствами для обычных городских людей - это общее физическое развитие, и здесь мне больше нравится капоэра.
Кстати, если все-таки обсуждать "кто-кого" - капоэрист имеет больше шансов на победу просто потому, что капоэра никому неизвестна и таит для тренированного каратиста массу неожиданностей. В капоэре все наоборот. Выгодным положением является положение ниже противника, все уходы, подсечки, весь ритм боя - обратны по отношению к восточным искусствам и общепринятым правилам рукопашного боя. Там где каратист ожидает удара справа, капоэрист нападет слева, там где в карате логичен блок и уход в сторону, капоэрист упадет вниз, сделает подсечку, прокрутит сальто и окажется в двух метрах от противника с противоположной стороны. Падение на землю является частью системы, и самые мощные удары наносятся именно снизу, с опорой на руки. Вообще, в бою капоэрист больше стоит на руках, чем на ногах.

Вопрос: Для этого нужно иметь очень сильные руки?
Ответ: Желательно. Хотя опять же, основная сила движений - в использовании инерции тела, набранного момента и импульса. Гораздо важнее даже не очень сильными руками уметь направлять движение тела в нужную сторону, держать равновесие и правильно выстраивать последовательность движений, чем просто отжиматься на руках.

Вопрос: Но капоэрист не разобъет рукой восемь кирпичей?
Ответ: Так уж необходимо в жизни уметь разбивать рукой восемь кирпичей?

Вопрос: А танец? Что во всем это танцевального?
Ответ: Это и есть танец. Если снизить темп, смягчить движения, отойти друг от друга еще на десять сантиметров - получится современный танец. В капоэре заложена вся пластика современного танца. И не удивительно. Современный танец родился на африканских ритмах, и капоэра - на них же. Родившись из одного корня, капоэра и современный танец остаются очень похожими. Наш учитель планирует в ближайшем будущем давать уроки в одной из иеруслимских студий современного танца. Для такой студии занятие капоэрой - как занятия классическим рисунком для студентов школы современного дизайна. Многие из движений, используемые в современном танце, в капоэре отшлифованы и собраны в цельную законченную систему, основывающуюся на народных и природных традициях, очищены от украшательств и посторонних наслоений. Как всякое чисто народное искусство, капоэра выглядит для неискушенного зрителя скучнее, чем развитый современный балет, но именно от капоэры можно научиться основным и важным вещам, необходимым для танцора.

Вопрос: Какая основная разница между капоэрой и восточными единоборствами?
Ответ: Та же, что между тибетским монастырем и карнавалом в Рио-де-Жанейро. Карате - это борьба плюс философия, концентрация воли, мысли, духа. Капоэра - это борьба плюс карнавал, музыка, шутка, ритм, раскрутка тела, чувств.

Вопрос: История. Как, где и почему началась капоэра?
Ответ: Как средство самообороны бразильских черных рабов. Никто не разрешил бы рабам тренироваться открыто, поэтому они маскировали свои тренировки под вечерние танцы вокруг костра. Многие из рабов были покалечены, лишены рук и ног. Поэтому в капоэре много движений на руках, или на одной руке и ноге, и так далее. В прошлом капоэристы могли держать между пальцами ног ножи. Кроме того, африканские корни естественным образом повлияли на ритм и музыку капоэры.

Вопрос: То есть можно сказать, что корни капоэры - в Африке?
Ответ: Нет свидетельств о существовании капоэры в Африке до ее появления в Бразилии. Так что это все-таки чисто бразильское изобретение.

Категория: Боевые искусства Америки | Добавил: admin (31.03.2014)
Просмотров: 681 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход на сайт

Поиск